Игровая неопределенность v0.6

Сайт находится в разработке, приносим извинения за возможные недоработки. В любом случае, это не должно помешать вам получить удовольствие от чтения статей.

Сатору Ивата о будущем портативных консолей

Сатору Ивата о будущем портативных консолей


Президент Сатору Ивата может рассказать вам, когда Nintendo окончательно перестанет создавать портативные консоли. Да, представьте, он может сказать, гипотетически, когда цепочка, начатая еще в восьмидесятых с GameBoy, прервется. И игры от Nintendo смогут появиться на других устройствах.

Не стоит всматриваться в строки, затаив дыхание. Это — Ивата.

«Я думаю, если мы будем в состоянии создавать для наших хендхелдов уникальные игровые решения, аналогов которых не существует на мобильных платформах, то наша дорога по производству нового железа и софта для него, будет продолжаться. Но если вдруг Nintendo, по какой-то причине, придет к точке, в которой почувствует себя неспособной продолжать это дело, то да, тогда портативные приставки пойдут по пути Додо (вымершая нелетающая птица – прим. переводчика)».

Генеральный директор Nintendo ведёт себя в разговоре спокойно, расслабленно, часто шутит и выражает полную уверенность в будущем своей компании, несмотря на так называемое “общественное мнение” в прессе, имеющее особенность всколыхиваться каждый раз, как только что-то идет не так. Сегодня Nintendo стоит на пороге выпуска своей новой стационарной платформы, перехода между поколениями, который не всегда может показывать абсолютную стабильность и соответствие планам, даже если руководство искренне верит в лояльную фэнбазу (вспоминаем печальный скачок Sony с PS2, доминировавшей на рынке, на PS3). Тем не менее, будущее на домашнем фронте видится куда меньшей проблемой, чем на портативном.

В портативной среде Nintendo доминировала так, как больше ни одна игровая компания в истории индустрии. У её “Геймбоя” не было серьезных конкурентов, не было и у Game Boy Adance. Несмотря на то, что Sony попыталась ворваться на обжитую территорию со своей PSP, DS стала невероятным, монструозным хитом, с общими продажами, превышающими 150 миллионов (на конец июня 2012).

3DS, запущенная в Америке весной 2011 года, отчаянно боролась за место под солнцем и уже спустя несколько месяцев Nintendo пришлось пойти на радикальное снижение цен, вызвавшее целый водоворот событий и пошатнувшее почву под ногами японского гиганта. Тогда и стали появляться сообщения о том, не пора бы Nintendo выпустить Марио на iPhone? Как никак, замечательная компания, сильнейший франчайз, а Apple делает топовое разноплановое железо, на котором это было бы теоретически возможно… так что же будет дальше? Президент Ивата относится к разговорам об Apple спокойно. Более того, он сам пользуется продуктами компании, как обычный потребитель. Я сижу прямо напротив него с переводчиком в кресле, а он спокойно читает мне статистику о продажах 3DS со своего новенького MacBook Air, с подсоединенным к нему белым iPhone.

В индустрии так сложилось, что когда тебе, например, Nintendo или Microsoft показывают свои новые игры на выставках, они стараются избегать демонстраций на телевизорах конкурента в лице Sony. Напротив, они всячески пытаются, чтобы журналисты вообще лишний раз не видели логотипов чужих корпораций на своих стендах. Но в приватной беседе Ивата очень прост и сидит с открытым ноутбуком и “яблочной” иконкой Apple, обращенной прямо на мое лицо.

Будучи человеком тактичным, он, тем не менее, не придал не единого значения тому, чем пользуется. Он ни разу не произнес слова “Apple”, “iPhone” или “Android”, но когда я показал ему свой телефон (на который и записывался разговор), он тут же понял, что я хочу спросить.

Ивата прекрасно понимает ситуацию и наслышан о различных точках зрения, касательно портативных консолей. Он привел аргументы, сам не отрицая того факта, что существуют люди, которым с традиционными хендхелдами не по пути. Конечно, с учетом роста популярности телефонов — устройств, которые, так или иначе, всегда с вами.

«Есть мнения, которые не являются безосновательными» – сказал он.

Бразды управления Nintendo перешли к нему в последние годы цикла GameBoy Advance, поэтому он вспоминает с того, откуда начинал сам. Уже тогда люди говорили мне: «Хмм, сегодня мы можем играть в игры на своих на телефонах, не кажется ли вам, что время маленьких карманных приставок закончилось?»

«Nintendo прекрасно видит рынок и поэтому тогда мы и создали [показавшуюся многим необычной] Nintendo DS, предложив пользователям совершенно новое направление, которое было невозможно на мобильных устройствах, доступных на рынке в то время. Приставка выстрелила, и сравнительные замечания надолго ушли в тень… За годы рынок смартфонов, а с ними и планшетов, вышел на совершенно новый уровень и поэтому загасший когда-то разговор вновь, хм, воскрес. К тому же, совершенно очевидно, что мобильные технологии развиваются очень быстро и возможности их кардинально отличаются от оных из недалекого прошлого».

 «В то же время, Nintendo всегда пользовалась преимуществом создания собственного игрового софта под свое железо, показывая его с лучшей стороны, настолько это вообще возможно. Таким образом, как и тогда, так и сегодня, мы будем продолжать пользоваться этим преимуществом, стараясь подчеркнуть уникальность своих продуктов».

Слушая Ивату, я решил привести ему что-то из личных наблюдений. Так, моя племянница со временем отошла от своей Nintendo DS с играми за $40 в пользу бесплатных приложений для iPod Toch её мамы; ну и нельзя не отметить людей в Нью-Йоркской подземке, которые все чаще используют свои смартфоны и планшеты для Angry Birds или Temple Run, нежели возят в карманах DS или там PSP.

 «Мне кажется, что на фоне в том числе таких вот ваших наблюдений, люди приходят к заключению об уменьшении значимости и постепенному исчезновению рынка консолей, но это не совсем так» — объясняет Ивата, опуская голову в свой макбук, «Вспомните слова главы американского подразделения нашей компании, когда он рассказал на Е3, что новая 3DS продается быстрее, чем DS. Интересно? Интересно! Но можно также посмотреть на продажи софта и увидеть, что в этом отношении 3DS тоже впереди (за первые 14 месяцев, в общем). Так вот, это как раз является прямым доказательством того, что, несмотря на широкую распространенность различных мобильных устройств, последние не мешают людям покупать и игровые проекты для специального игрового железа».

Говоря о своем детище, президент жестикулирует и размахивает руками с ярко зажженными глазами. Глядя на такой перфоманс, можно сказать, что “человек сегодня в ударе!”. «Недавно продажи Nintendo 3DS в Японии достигли отметки в 7 миллионов, и это на 77 неделе после запуска. Если мы обратим свой взор в сторону продаж DS и DS Lite, то вспомним, как пользователи говорили “О боже! То, как они продаются – это просто безумие! Невероятно! Свои 7 миллионов они тогда взяли на 72-й неделе, однако у DS на тот момент было уже два Рождества, а у 3DS всего одно. А еще, как вы знаете, в Японии было ужасное землетрясение, а сейчас там такой же “бум” на смартфоны, какой и во всем мире. Но результаты портативной консоли, тем не менее, передовые и показательные. Это говорит о многом. Я не хочу сказать, что хендхелды в классическом понимании нужны сегодня всем, и что определенных людей, предпочитающих бесплатные приложения на телефонах, вдруг что-то не устроит – нет. Приведенные вами примеры – правдивы, это факт. Просто в ответ на это я лишь поясняю, что статистика также показывает и существование заинтересованности в нашей продукции. Она не исчезла. И это тоже, правда. У портативных приставок определенно есть будущее, но и конкуренция извне теперь уже никуда не денется».

Поразмыслив, Ивата добавляет: «Раньше мы только и гадали, что противопоставить той же Sony или там Microsoft, “Хмм, чем мы отобьем существование этого тайтла, а чем того?» Сейчас все изменилось, теперь каждый сам за себя и каждый пытается жить по-своему. Не хочу сказать, что на смартфонах ничего интересного нет, ведь для многих – есть, и я это осознаю. И на будущее могу просто гарантировать, что Nintendo будет создавать уникальную продукцию, предлагая пользователям первоклассный игровой опыт, аналогов которому нет в другом месте».

Мы говорили об этом четверть часа. За все это время я не услышал от него прямых банальных сравнений, вроде отсутствия кнопок в одном месте и присутствия в другом, нет. Но Ивата завершил другой, более значимой, разделительной темой.

«Современные игры можно разделить по принципу двух потребностей: просто убить время и желание получить что-то более глубокое, долгоиграющее и богатое во всех отношениях. Два отдельных направления».

Ивата объясняет, что портативные консоли Nintendo никогда не забывали о втором, в то время как смартфоны в этом, как показывают исследования, не преуспели.

 «Другое дело заключается в том, сколько потребители готовы платить. Человек, который ищет что-то очень интересное, с трепетом предвкушая то, как потратит множество часов, на сей предмет обожания, готов выложить деньги. Другой остановится на том, что может быть даже бесплатным. С ходом времени картина будет распыляться, потребности имеют свойство меняться, а спрос, как известно, рождает предложение. Но я не верю, что у людей пропадет желание играть в потрясающие высококачественные игры. Они не исчезнут. Никогда…».